Что делать, если в магазине или ресторане не принимают банковскую карту

Расчеты пластиковыми картами становятся все более популярными в Украине. Тем не менее в городах и селах все еще предостаточно мест, где нельзя рассчитаться картой. Где нет терминалов или они постоянно ломаются, и их не торопятся чинить. UBR.ua при помощи юристов и защитников прав потребителей выяснили, что могут делать люди в таких ситуациях.

Что грозит нарушителям

Права украинцев по части платежей защищены действующим законодательством. Согласно закону «О защите прав потребителей» (п 2 ст. 17) покупатель имеет право выбора способа расчета. И магазин должен предоставить ему такое право, а принуждение к совершению покупки определенным образом – это нарушение.

За нарушение права рассчитаться картой ст. 23 закона о защите прав потребителей предусматривает штраф в 8,5 тыс. грн (500 налогонеоблагаемых минимумов). Отдельно может быть наложен админштраф на руководство торговой точки 17-170 грн, в случае повторного совершения нарушения — 85-429 грн (согласно ст. 155 КоАП).

Но здесь есть важный нюанс — штраф полагается за отсутствие POS-терминала там, где он должен быть.

Эти места определены постановлением КМУ №878 от 29 сентября 2010 года. Например, платежные карты могут не принимать магазины и кафе, оборудованные кассовыми аппаратами, если их торговая площадь меньше 20 кв.м (кроме заправок) или если они находятся в населенных пунктах, где проживает меньше 25 тыс. человек. Также платежные терминалы могут не иметь столовые на предприятиях, в учебных заведениях и воинских частях.

В супермаркетах и крупных магазинах — это редкое явление и чаще всего отказ в приеме карт связан с техническими проблемами. Бывает, например, что не на всех кассах работают терминалы. Однако, по словам защитников прав потребителей, закон не устанавливает никаких санкций за нарушение права выбора, если терминал не работает по техническим причинам.

Что делать и куда жаловаться

Если вдруг в заведении говорят, что у них не работает терминал, можно уточнить, в чем именно проблема. К примеру, когда нет интернета, можно попытаться рассчитаться картой в оффлайн-режиме. Но это сработает только для чипованных карт, которые могут накапливать сумму проведенных в оффлайне операций и синхронизировать их с банком при следующем подключении. Возможность таких платежей, и лимиты по ним устанавливают сами банки.

Если вам отказали в расчете банковской картой, факт отказа нужно зафиксировать, прежде всего, в книге жалоб (это документ строгой отчетности), написав, что отказали в проведении безналичного расчета.

В течение трех дней руководство торговой точки должно рассмотреть жалобы и в течение пяти дней написать в книге, какие приняты меры. А если покупатель оставил свои контактные данные, то отдельно проинформировать самого потребителя. Кто наказан и как устранен недостаток.

В любом случае при возникновении сложностей с покупкой надо сначала обращаться к руководству торговой точки, а если нет реакции — жаловаться в Госпродпотребслужбу . Так как государственные инспекторы должны вмешиваться, если покупателю будет неправомерно отказано в покупке.

Полицию вызывать бесполезно. Можно пожаловаться в Госпродпотребслужбу, а еще лучше в ГФС, так как именно налоговики призваны следить за кассовой дисциплиной. Для этого надо писать жалобы, чтобы контролеры пришли в магазин с проверкой.

Например, можно оставить обращение к ГФС на правительственном контакт-центре по телефону 1545.

Можно представить себе ситуацию, когда наличных нет, а нужно срочно купить лекарство или подарок перед отъездом в другой город (страну). Тогда теоретически можно попытаться взыскать через суд с магазина ущерб или упущенную выгоду. Судебный сбор по делам о защите прав потребителей не взимается. Но для этого придется собрать доказательную базу и заниматься судебной тяжбой.